I... seek
читать дальше...
— Надеюсь, вас не оскорбит мой вопрос, но что
возвышенного в многобожии?
— Современные люди не понимают, что это такое
на самом деле. Даже в античные времена суть многобожия открывалась только посвященным в мистерии.
Но покойный князь владел древней книгой, которая
раскрывала секрет — она сохранилась в единственном
списке и была приобретена им в одном итальянском
монастыре. По преданию, книгу написал сам Аполлоний Тианский.
— И что там было сказано?
— Во-первых,там опровергалась доктрина сотворения мира.
— Каким образом?
— Дело в том,что эта причудливая теория, заразившая западный ум множеством диких представлений, основана исключительно на аналогиях с жизнью крупного рогатого скота, за которым тысячелетиями наблюдали наши предки. Неудивительно, что у них
возникла идея о сотворении. Удивительно другое —
эти представления до сих пор лежат в фундаменте всего здания современной духовности...
— Простите, —сказал Т., - но я не могу взять в
толк, при чем здесь крупный рогатый скот.
— Скоты оплодотворяют друг друга, а затем рождается новое животное, для существования которого уже
не требуется, чтобы его, так сказать, зачинали секунда
за секундой. Перенеся это наблюдение на высшие
сферы, люди древности решили, что и там действует
тот же принцип. Есть подобный зачатию момент творения, в котором участвует божество-гермафродит,
оплодотворяющее само себя. Они назвали это «сотворением мира». А дальше, после родов, мир существует
по инерции — поскольку он уже зачат и порожден.
— Никогда не думал, что подобное воззрение связано со скотоводством.
— Видите, —сказала княгиня, — концы упрятаны
так глубоко, что никому и в голову не приходит эта
простейшая мысль.
— А как видели сотворение мира последователи
многобожия?
— Они считали,что творение происходит до сих
пор — непрерывно, миг за мигом. В разное время нас
создают разные божества — или, выражаясь менее
торжественно, разные сущности. Если сформулировать доктрину многобожия совсем коротко, боги постоянно заняты созданием мира и не отдыхают ни минуты. Ева ежесекундно возникает из ребра Адама, а живут они в Вавилонской башне, которую непрерывно перестраивают божественные руки. Древние пантеоны богов - просто яркая, но недоступная профану метафора, в которой запечатлено это откровение...
—Мне трудно поверить, — сказал Т., — что эллины строили такие причудливые мистические теории. Насколько я представляю, они были простыми и солнечными людьми. А во всем этом чудится нечто математическое, немецкое. Или даже иудейское.
Княгиня улыбнулась.
— В духовных вопросах, граф, «несть ни иудея, ни
эллина». Как это говорил один веселый иудей в те времена, когда эллины еще были... Отчего вы не едите
щуку?
— Я стараюсь придерживаться вегетарианской диеты.
— Если вы небудете кушать, — сказала княгиня
Тараканова игриво, — я замолчу.
Т. улыбнулся и взял рыбный нож.
— Продолжайте,прошу вас, — сказал он, придвигая к себе тарелку. — Вы не сказали, как именно боги
создают нас. Они трудятся над нами все вместе? Или
по очереди?
— Имеет место и то, и другое.
— Не могли бы вы пояснить на примере?
— Попробую. Вот представьте себе — некий человек зашел в церковь, отстоял службу и испытал
религиозное умиление. Дал себе слово всегда быть
кротким и прощать обидчиков... А потом отправился
гулять по бульвару и наткнулся на компанию бездельников. И один из этих бездельников позволил себе нелестно выразиться о фасоне панталон нашего героя. Пощечина, дуэль, смерть противника, каторжные работы. Неужели вы полагаете, что у всех этих действий
один и тот же автор? Вот так разные сущности создают
нас, действуя поочередно. А если вы представите себе,
что и в церкви, и во время прогулки по бульвару, и особенно в каторжном заточении наш герой то и дело думал о плотской любви в ее самых грубых и вульгарных формах, мы получим пример того, как разные сущности создают нас, действуя одновременно.
Т. кивнул.
—Я думал о чем-то подобном применительно к
смертной казни, — сказал он. — Она лишена смысла
именно потому, что несчастный, на которого обрушивается кара, уже совсем не тот человек, что совершил
преступление. Он успевает десять раз раскаяться в содеянном. Но его вешают все равно...
- Вот именно, —сказала княгиня Тараканова. - Неужели тот, кто убивает, и тот, кто потом кается— это одно и то же существо?
Т. пожал плечами.
— Принято говорить, что человек переменчив.
— Покойный князь хохотал, когда слышал эти слова. Человек переменчив... Сам по себе человек не более переменчив, чем пустой гостиничный номер. Просто в разное время его населяют разные постояльцы.
— Но это все равно один и тот же человек. Просто
в ином состоянии ума.
— Можно сказать и так, — ответила княгиня. —
Только какой смысл в этих словах? Все равно что глядеть на сцену, где по очереди выступают фокусник, шут и трагик, и говорить — ах, но это все равно один и тот же концерт! Да, есть вещи, которые не меняются — зал, занавес, сцена. Кроме того, все номера можно
увидеть, купив один входной билет. Это позволяет
найти в происходящем непрерывность и общность. Но
участники действия, из-за которых оно обретает смысл
и становится зрелищем, все время разные.
— Хорошо,— сказал Т., — а боги занимаются
только представителями благородных сословий? Или
простым людом тоже?
— Вам угодно шутить, — усмехнулась княгиня.
— Нет, я вполне серьезен. Как, например, боги создают своим совокупным усилием какого-нибудь пьяного приказчика из лавки?
Княгиня немного подумала и сказала:
—Если, например, приказчик из лавки поиграл на
балалайке, затем набил морду приятелю, потом продал
балалайку старому еврею, сходил в публичный дом и
пропил оставшиеся деньги в кабаке, это значит, что
приказчика по очереди создавали Аполлон, Марс,
Иегова, Венера и Вакх.
Т. посмотрел в окно, за которым висели невозможно далекие, словно высеченные из мрамора облака.
— Вы говорите интересные вещи, — сказал он. —
Но что же в таком случае мы называем человеком?
— Это brochet tarakanofF, — ответила княгиня. —
Щука по-таракановски. Именно мистерию человека и
символизирует наше фамильное блюдо.
Т. перевел взгляд на рыбного дракона. Прислуживающие за столом лакеи в туниках с серебряным шитьем уже почти полностью разделили его на элементы.
— Щука по-таракановски — очень необычное блюдо, — сказала княгиня с гордостью. — Она делается из
нескольких крупных рыб, незаметно соединенных вместе. В результате получается дракон.
— А из чего сделаны его лапки?
— Из угрей.
— А эта зеленая шерстка?
— Укроп.
Дракон действительно был сделан с большим мастерством — невозможно было заметить место, где одна рыбина соединялась с другой. Он кончался замысловато изогнутым рыбьим хвостом, а начинался щучьей головой с широко разинутой пастью: эта голова была гордо поднята вверх и украшена кавалерийским плюмажем из зелени и полосок цветной бумаги.
— Посмотрите, — продолжала княгиня. — С первого взгляда кажется, что перед нами настоящий дракон — так уверяют чувства. Но на самом деле это несколько разных рыб, которые при жизни даже не были знакомы, а теперь просто пришиты друг к другу. Куда
ни ткни дракона, всюду будет щука. Но все время разная. Первая, так сказать, плакала в церкви, вторая стрелялась на дуэли из-за панталон. А когда невидимые повара сшили их вместе, получилось создание, которое существует только в обманутом воображении — хотя воображение и видит этого дракона вполне
ясно...
— Я понял вашу мысль, — сказал Т. — Но вот вопрос. Кто создает богов, создающих нас? Другими словами, есть ли над ними высший бог, чьей воле они подвластны?
— Князь считал,что мы создаем этих богов так же,
как они нас. Нас по очереди выдумывают Венера,
Марс и Меркурий, а мы выдумываем их. Впрочем, в
последние годы жизни князь полагал, что сегодняшнее
дьяволочеловечество создают уже не благородные боги
античности, а хор темных сущностей, преследующих
весьма жуткие цели.
— Допустим, я соглашусь и с этим, — сказал Т. —
Но остается главный вопрос. Для простого человека —
а я полагаю себя именно таким — в вопросах веры
важна не доктрина, а надежда на спасение. Древние
верования, изобретенные пусть даже и скотоводами,
дают ее. Человек верит, что у него есть создатель, который будет судить его и возьмет затем в вечную жизнь.
И откуда знать, может быть, за гробовым порогом эта
наивная вера действительно способна помочь. А какое
утешение дает душе многобожие, которое исповедовал
ваш супруг?
Княжна Тараканова прикрыла глаза, словно припоминая что-то.
- Покойный князь говорил об этом тоже, — сказала она. - Боги не творят нас как нечто отдельное от себя. Они просто играют по очереди нашу роль, словно разные актеры, выходящие на сцену в одном и том же наряде. То, что принято называть«человеком» — не более чем сценический костюм. Корона короля Лира, которая без надевшего ее лицедея останется жестяным обручем...
—Спасение души, судя по всему, вас не заботит.
Княгиня грустно улыбнулась.
— Говорить о спасении души, граф, можно только
в те минуты, когда нашу роль играет сущность, озабоченная этим вопросом. Потом мы пьем вино, играем в
карты, пишем глупые стишки, грешим, и так проходит
жизнь. Мы просто подворотня, сквозь которую движется хоровод страстей и состояний.
— А способен ли человек вступить в контакт с порождающими его силами? — спросил Т. — Общаться с
создающими его богами?
—Отчего же нет. Но только в том случае, если его
создают склонные к общению боги. Любители поговорить сами с собой. Знаете, как маленькие девочки, говорящие с куклами, которых они оживляют собственным воображением... Почему вы так побледнели? Вам душно?
Но Т. уже справился с собой.
— Вот теперь понимаю, — сказал он. — Но ведь
это... Это совсем безнадежный взгляд на вещи.
— Ну почему. Одушевляющая вас сущность может
быть полна надежды.
— А как же спасение?
— Что именно вы собираетесь спасать? Корону короля Лира? Сама по себе она ничего не чувствует, это просто элемент реквизита. Вопрос о спасении решается в многобожии через осознание того факта, что после спектакля актеры расходятся по домам, а корону вешают на гвоздь...
— Но ведь у нас всех, — сказал Т., — есть постоянное и непрерывное ощущение себя. Тот, что я — это именно я. Разве не так?
— Об этом князь тоже частенько рассуждал, — ответила княгиня. — Ощущение, о котором вы говорите,
одинаково у всех людей и по сути есть просто эхо телесности, общее для живых существ. Когда актер надевает корону, металлический обод впивается ему в голову. Короля Лира могут по очереди играть разные
актеры, и все будут носить на голове холодный железный обруч, чувствуя одно и то же. Но делать вывод,
что этот железный обруч есть главный участник мистерии, не следует...
Пелевин
"Время t"
— Надеюсь, вас не оскорбит мой вопрос, но что
возвышенного в многобожии?
— Современные люди не понимают, что это такое
на самом деле. Даже в античные времена суть многобожия открывалась только посвященным в мистерии.
Но покойный князь владел древней книгой, которая
раскрывала секрет — она сохранилась в единственном
списке и была приобретена им в одном итальянском
монастыре. По преданию, книгу написал сам Аполлоний Тианский.
— И что там было сказано?
— Во-первых,там опровергалась доктрина сотворения мира.
— Каким образом?
— Дело в том,что эта причудливая теория, заразившая западный ум множеством диких представлений, основана исключительно на аналогиях с жизнью крупного рогатого скота, за которым тысячелетиями наблюдали наши предки. Неудивительно, что у них
возникла идея о сотворении. Удивительно другое —
эти представления до сих пор лежат в фундаменте всего здания современной духовности...
— Простите, —сказал Т., - но я не могу взять в
толк, при чем здесь крупный рогатый скот.
— Скоты оплодотворяют друг друга, а затем рождается новое животное, для существования которого уже
не требуется, чтобы его, так сказать, зачинали секунда
за секундой. Перенеся это наблюдение на высшие
сферы, люди древности решили, что и там действует
тот же принцип. Есть подобный зачатию момент творения, в котором участвует божество-гермафродит,
оплодотворяющее само себя. Они назвали это «сотворением мира». А дальше, после родов, мир существует
по инерции — поскольку он уже зачат и порожден.
— Никогда не думал, что подобное воззрение связано со скотоводством.
— Видите, —сказала княгиня, — концы упрятаны
так глубоко, что никому и в голову не приходит эта
простейшая мысль.
— А как видели сотворение мира последователи
многобожия?
— Они считали,что творение происходит до сих
пор — непрерывно, миг за мигом. В разное время нас
создают разные божества — или, выражаясь менее
торжественно, разные сущности. Если сформулировать доктрину многобожия совсем коротко, боги постоянно заняты созданием мира и не отдыхают ни минуты. Ева ежесекундно возникает из ребра Адама, а живут они в Вавилонской башне, которую непрерывно перестраивают божественные руки. Древние пантеоны богов - просто яркая, но недоступная профану метафора, в которой запечатлено это откровение...
—Мне трудно поверить, — сказал Т., — что эллины строили такие причудливые мистические теории. Насколько я представляю, они были простыми и солнечными людьми. А во всем этом чудится нечто математическое, немецкое. Или даже иудейское.
Княгиня улыбнулась.
— В духовных вопросах, граф, «несть ни иудея, ни
эллина». Как это говорил один веселый иудей в те времена, когда эллины еще были... Отчего вы не едите
щуку?
— Я стараюсь придерживаться вегетарианской диеты.
— Если вы небудете кушать, — сказала княгиня
Тараканова игриво, — я замолчу.
Т. улыбнулся и взял рыбный нож.
— Продолжайте,прошу вас, — сказал он, придвигая к себе тарелку. — Вы не сказали, как именно боги
создают нас. Они трудятся над нами все вместе? Или
по очереди?
— Имеет место и то, и другое.
— Не могли бы вы пояснить на примере?
— Попробую. Вот представьте себе — некий человек зашел в церковь, отстоял службу и испытал
религиозное умиление. Дал себе слово всегда быть
кротким и прощать обидчиков... А потом отправился
гулять по бульвару и наткнулся на компанию бездельников. И один из этих бездельников позволил себе нелестно выразиться о фасоне панталон нашего героя. Пощечина, дуэль, смерть противника, каторжные работы. Неужели вы полагаете, что у всех этих действий
один и тот же автор? Вот так разные сущности создают
нас, действуя поочередно. А если вы представите себе,
что и в церкви, и во время прогулки по бульвару, и особенно в каторжном заточении наш герой то и дело думал о плотской любви в ее самых грубых и вульгарных формах, мы получим пример того, как разные сущности создают нас, действуя одновременно.
Т. кивнул.
—Я думал о чем-то подобном применительно к
смертной казни, — сказал он. — Она лишена смысла
именно потому, что несчастный, на которого обрушивается кара, уже совсем не тот человек, что совершил
преступление. Он успевает десять раз раскаяться в содеянном. Но его вешают все равно...
- Вот именно, —сказала княгиня Тараканова. - Неужели тот, кто убивает, и тот, кто потом кается— это одно и то же существо?
Т. пожал плечами.
— Принято говорить, что человек переменчив.
— Покойный князь хохотал, когда слышал эти слова. Человек переменчив... Сам по себе человек не более переменчив, чем пустой гостиничный номер. Просто в разное время его населяют разные постояльцы.
— Но это все равно один и тот же человек. Просто
в ином состоянии ума.
— Можно сказать и так, — ответила княгиня. —
Только какой смысл в этих словах? Все равно что глядеть на сцену, где по очереди выступают фокусник, шут и трагик, и говорить — ах, но это все равно один и тот же концерт! Да, есть вещи, которые не меняются — зал, занавес, сцена. Кроме того, все номера можно
увидеть, купив один входной билет. Это позволяет
найти в происходящем непрерывность и общность. Но
участники действия, из-за которых оно обретает смысл
и становится зрелищем, все время разные.
— Хорошо,— сказал Т., — а боги занимаются
только представителями благородных сословий? Или
простым людом тоже?
— Вам угодно шутить, — усмехнулась княгиня.
— Нет, я вполне серьезен. Как, например, боги создают своим совокупным усилием какого-нибудь пьяного приказчика из лавки?
Княгиня немного подумала и сказала:
—Если, например, приказчик из лавки поиграл на
балалайке, затем набил морду приятелю, потом продал
балалайку старому еврею, сходил в публичный дом и
пропил оставшиеся деньги в кабаке, это значит, что
приказчика по очереди создавали Аполлон, Марс,
Иегова, Венера и Вакх.
Т. посмотрел в окно, за которым висели невозможно далекие, словно высеченные из мрамора облака.
— Вы говорите интересные вещи, — сказал он. —
Но что же в таком случае мы называем человеком?
— Это brochet tarakanofF, — ответила княгиня. —
Щука по-таракановски. Именно мистерию человека и
символизирует наше фамильное блюдо.
Т. перевел взгляд на рыбного дракона. Прислуживающие за столом лакеи в туниках с серебряным шитьем уже почти полностью разделили его на элементы.
— Щука по-таракановски — очень необычное блюдо, — сказала княгиня с гордостью. — Она делается из
нескольких крупных рыб, незаметно соединенных вместе. В результате получается дракон.
— А из чего сделаны его лапки?
— Из угрей.
— А эта зеленая шерстка?
— Укроп.
Дракон действительно был сделан с большим мастерством — невозможно было заметить место, где одна рыбина соединялась с другой. Он кончался замысловато изогнутым рыбьим хвостом, а начинался щучьей головой с широко разинутой пастью: эта голова была гордо поднята вверх и украшена кавалерийским плюмажем из зелени и полосок цветной бумаги.
— Посмотрите, — продолжала княгиня. — С первого взгляда кажется, что перед нами настоящий дракон — так уверяют чувства. Но на самом деле это несколько разных рыб, которые при жизни даже не были знакомы, а теперь просто пришиты друг к другу. Куда
ни ткни дракона, всюду будет щука. Но все время разная. Первая, так сказать, плакала в церкви, вторая стрелялась на дуэли из-за панталон. А когда невидимые повара сшили их вместе, получилось создание, которое существует только в обманутом воображении — хотя воображение и видит этого дракона вполне
ясно...
— Я понял вашу мысль, — сказал Т. — Но вот вопрос. Кто создает богов, создающих нас? Другими словами, есть ли над ними высший бог, чьей воле они подвластны?
— Князь считал,что мы создаем этих богов так же,
как они нас. Нас по очереди выдумывают Венера,
Марс и Меркурий, а мы выдумываем их. Впрочем, в
последние годы жизни князь полагал, что сегодняшнее
дьяволочеловечество создают уже не благородные боги
античности, а хор темных сущностей, преследующих
весьма жуткие цели.
— Допустим, я соглашусь и с этим, — сказал Т. —
Но остается главный вопрос. Для простого человека —
а я полагаю себя именно таким — в вопросах веры
важна не доктрина, а надежда на спасение. Древние
верования, изобретенные пусть даже и скотоводами,
дают ее. Человек верит, что у него есть создатель, который будет судить его и возьмет затем в вечную жизнь.
И откуда знать, может быть, за гробовым порогом эта
наивная вера действительно способна помочь. А какое
утешение дает душе многобожие, которое исповедовал
ваш супруг?
Княжна Тараканова прикрыла глаза, словно припоминая что-то.
- Покойный князь говорил об этом тоже, — сказала она. - Боги не творят нас как нечто отдельное от себя. Они просто играют по очереди нашу роль, словно разные актеры, выходящие на сцену в одном и том же наряде. То, что принято называть«человеком» — не более чем сценический костюм. Корона короля Лира, которая без надевшего ее лицедея останется жестяным обручем...
—Спасение души, судя по всему, вас не заботит.
Княгиня грустно улыбнулась.
— Говорить о спасении души, граф, можно только
в те минуты, когда нашу роль играет сущность, озабоченная этим вопросом. Потом мы пьем вино, играем в
карты, пишем глупые стишки, грешим, и так проходит
жизнь. Мы просто подворотня, сквозь которую движется хоровод страстей и состояний.
— А способен ли человек вступить в контакт с порождающими его силами? — спросил Т. — Общаться с
создающими его богами?
—Отчего же нет. Но только в том случае, если его
создают склонные к общению боги. Любители поговорить сами с собой. Знаете, как маленькие девочки, говорящие с куклами, которых они оживляют собственным воображением... Почему вы так побледнели? Вам душно?
Но Т. уже справился с собой.
— Вот теперь понимаю, — сказал он. — Но ведь
это... Это совсем безнадежный взгляд на вещи.
— Ну почему. Одушевляющая вас сущность может
быть полна надежды.
— А как же спасение?
— Что именно вы собираетесь спасать? Корону короля Лира? Сама по себе она ничего не чувствует, это просто элемент реквизита. Вопрос о спасении решается в многобожии через осознание того факта, что после спектакля актеры расходятся по домам, а корону вешают на гвоздь...
— Но ведь у нас всех, — сказал Т., — есть постоянное и непрерывное ощущение себя. Тот, что я — это именно я. Разве не так?
— Об этом князь тоже частенько рассуждал, — ответила княгиня. — Ощущение, о котором вы говорите,
одинаково у всех людей и по сути есть просто эхо телесности, общее для живых существ. Когда актер надевает корону, металлический обод впивается ему в голову. Короля Лира могут по очереди играть разные
актеры, и все будут носить на голове холодный железный обруч, чувствуя одно и то же. Но делать вывод,
что этот железный обруч есть главный участник мистерии, не следует...
Пелевин
"Время t"